Благотворительный фонд
"Возрождение Свято-Троицкого Трифонов Печенгского мужского монастыря"

Поэма Николая Колычева «Сказание о 116 мучениках»

СКАЗАНИЕ О СТА ШЕСТНАДЦАТИ МУЧЕНИКАХПоэма

1
Мне полюбилось Печенгой дышать,
Сплетая речь свою с речною речью…
Здесь тянется к бессмертию душа,
Средь суеты забывшая о вечном. 

Что свято – то не может постареть.
Молитвословно мне нашепчут воды,
Как Трифон, просветитель лопарей,
Прославился в делах богоугодных.

Печенгский монастырь… Смотрю с тоской:
Какая дряхлость, обветшалость, хилость…
Восставший из немилости людской,
Ты сам собой являешь Божью милость.

Святое место Мурманской земли!
Прости нас, грешных, за твою убогость,
За скупость человеческой любви,
За скудость веры в Родину и в Бога!

Горит закат, стекая свысока
В теченье вод, чтоб стать теченьем века.
Над сопкою двуглавой – облака…
И облако одно – белее снега.

Не облако! Но – стая лебедей!
Не лебеди, но – души убиенных…
Всё отгорит, но в памяти людей
Нетленное останется нетленным.

2
Стяжатели молитвы и труда,
Носители духовности России,
Они пришли за Трифоном сюда,
Подвластны Божьей воле – высшей силе. 

Был свят порыв и помысли чисты,
Царя, народ и государство славя,
Взрастал и креп Печенгский монастырь –
Рубеж страны. Твердыня Православья.

И слава простиралась – велика,
Ведь сильному не надо и сражаться…
В ту пору к монастырским берегам
Боялись иноземцы приближаться.

Кому грозить? Он был грозою сам –
Монахов собиратель седоглавый…
Но время шло. И Трифон угасал.
А с ним – монастыря былая слава.

Дано святым в грядущее глядеть,
И прослезившись, у порога гроба
Всей братии мучительную смерть
Предрек с последним вздохом преподобный.

3
… Пророчество сбылось. Пришли враги
И вторглись в храм, нарушив мир молитвы.
Ни возгласом, ни манием руки
Никто не положил начала битвы. 

Величье Духа не объять уму.
Всё сразу меркнет – доводы, слова ли.
И гложет червь сомненья: почему
Себя спокойно смерти отдавали?

Ведь Александр Невский бил врага,
И били их Ослябя с Пересветом…

В былую жизнь, в минувшие века
Я продирался. Вспять. Из лета – в лето.
И вдруг – прозрел. И мысль меня прожгла:
Быть жертвой – подвиг духа в высшей мере.
Пусть хоть убьют – будь добрым среди зла!
Пусть растерзают – верь среди безверья!
4
… Струилась кровь – красна и горяча,
Живого мяса дёргались лохмотья.
– Где золото?
– Где жемчуг?
– Отвечай!
И свейский меч купался в русской плоти.

Одних страдальцев разрубали вдоль.
Другим крошили с хрустом руки, ноги…
И возопил монах сквозь кровь и боль:
«Не в силе русский Бог, но сила – в Боге!
Коли меня! Терзай! Руби меня!
Но покорить Россию – невозможно!
Сокровищ веры силой не отнять!
Мечом не завоюешь Царства Божья!»

Последний стон…

Средь жуткой тишины
Вдруг замерли враги, зрачки расширив.
Те, кто живыми были им страшны,
Ещё сильней посмертно их страшили.

И так, оторопев, утратив речь,
Они стояли долго без движенья.
Пока не прохрипел их конунг: «Сжечь!
И русский храм, и русское селенье!»

5
… И стеклянели мёртвые глаза,
Гнетя сквозь пламя уходящих спины.
И тяжкий грех тянул убийц назад.
И ветер взвыл, и затряслись трясины… 

Брели враги, угрюмо говоря:
«Деля на всех, придётся бить на части
Серебряную утварь алтаря
И золочёный кубок для причастья».

Косматый свей, кривя в усмешке рот,
Взревел:
«А мне испить из злата – любо!»
Он черпал из ручьёв, озёр, болот…
Но наполнялся русской кровью кубок.

А в спины им глазами мертвеца
Глядела смерть, выстуживая души.
И ужас переполнил их глаза.
И сбил с пути. И свёл с ума их ужас…
6
Смешался пепел храма с пеплом тел.
Всё стало тленом, чтоб взойти из тлена.
Предали – с Богом – те, кто уцелел,
Земле сырой останки убиенных.

Крылато по земле скользнула тень.
И люди, глядя в небо, увидали,
Как сто шестнадцать белых лебедей
Над сопкою двуглавою взлетали.

…. Дрожит роса, как слёзы на траве.
Печальный монастырь на горьком прахе…
Их было сто шестнадцать человек:
Работники, послушники, монахи…

Деревья. Травы. Облака в воде.
Всё станет тленом. Всё взойдет из тлена!
Я слышу кличи белых лебедей!
Я знаю – это душ убиенных.

А за рекой – двуглавая скала
Простёрлась широко и величаво,
Подобием российского орла,
Хранителя величия державы.

Эпилог

За Печенгой-рекой печальный вид.
Переминаюсь, словно виноватый:
Мемориальный памятник Солдату
Который год некрашенный стоит.

А по другую сторону дороги
Церквушечка – Печенгский монастырь…
Прокляв марксизм, задумались о Боге.
А в душах – ни Креста и ни звезды.

Ни памяти, ни славы, ни бесславья…
Всё близится к какому-то концу.
Там – памятник советскому бойцу.
Здесь – памятное место Православья.

Я – русский! Мне судьбу не поменять!
Душа моя разорвана дорогой
На то, что, поминая, – не хранят.
И то, что вспомнить, позабыв, не могут.

Не уберечь в разорванной душе
Ни образы, ни имена, ни были…
У нас на память денег нет – уже,
На веру мы – ещё – не накопили.

Мы забываем предков имена.
Мы – памяти своей самоубийцы!
Как запретить усопших поминать?
А просто – надо отучить молиться.

Беспамятство души… Духовный мрак.
Народ – без рода… Рвётся там, где тонко!
Ведь только тело убивает враг,
А душу могут отмолить потомки!

У нас, в краю страдающих берёз,
Смешно рыдать и радоваться грустно.
Здесь вся земля горька от русских слёз,
И пота, и молитв, и крови русской.

Мне мир – не мил! Мне белый свет – не бел!
Живём, плодя беспамятных незнаек!
Ведь наши дети знают – о себе! –
Лишь из заморских Соросовских баек.

Что памятник, когда в душе – пустырь.
Всё станет прахом, порастёт травою.
О, Господи!..
Крещусь на монастырь.
Безверье – смерть!
А для живых – живое!

Социальные сети

Оказать помощь

Контактные данные

ОГРН 1237800144284

ИНН 5190098640 / КПП 519001001

© 2025 Благотворительный фонд «Возрождение Свято-Троицкого Трифонов Печенгского мужского монастыря»

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими жизнеутверждающими и исполнен­ными огромной духовной силы словами сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим и светозарным праздником Святой Пасхи.

Церковная традиция неслучайно именует сей день праздником праздников и торжеством из торжеств, ибо Воскресение Христово – крепкое основание нашей веры и надежды. В нем преображение и обновление каждого человека, свет вечной жизни и источник непреходящей радости. Воскресение Христово уничтожило самых страшных врагов рода человеческого – грех и смерть, разрушило преграду между Богом и людьми и избавило нас от власти зла.

Прославляя Воскресение Спасителя, святитель Николай Сербский писал, что «победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей… Но только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним» (Беседы. Евангелие о Победителе смерти).

Это означает, что каждому человеку, стремящемуся ко спасению, каждому верующему и следующему за Христом дарована возможность одержать победу над грехом и стать, по слову апостола и евангелиста Иоанна, возлюбленным чадом Божиим (1 Ин. 3:1).

Мы празднуем Пасху, торжествуя не переход из одной земли в другую, пусть и Обетованную, как отмечали древние евреи ветхозаветную пасху, радуясь освобождению из многолетнего египетского плена. Наша Пасха об ином. Господь избавил нас от тьмы греха и тени смертной (Лк. 1:79) и даровал нам Небесное Царство.

«На свет свободы вывел Христос печальных заключенных – к высотам горним Рая возвел Он их, ликуя» (Гимн XXXVIII), – эти вдохновенные строки преподобного Ефрема Сирина выражают глубокое переживание Пасхальной тайны – тайны спасения человека от воздействия на него зла. Зло не исчезло, но человек обрел возможность силой благодати Божией бороться со злом и побеждать его через покаяние, молитву и приобщение Тела и Крови Спасителя в таинстве Святой Евхаристии. Поэтому вместе с апостолом Павлом утверждаем, что Воздвигший Христа из мертвых оживотворит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас (Рим. 8:11).

Пасха Христова знаменует переход от земного тления к вечной жизни с Богом, к единству с нашим Творцом и Искупителем. А потому, радуясь о Воскресшем ради нас Иисусе и с благодарностью принимая Чашу спасения (Пс. 115:4), в которой Церковь преподает нам истинную Пищу и Питие бессмертия – Тело и Кровь Христовы, будем неустанно и неумолчно прославлять Господа делами любви и милосердия, являя себя Его верными учениками. И хотя наше стремление к добру и преуспевание в деле Божием может казаться порою скромной лептой вдовицы (Мк. 12:42), будем всегда иметь попечение о том, чтобы не ослабевала в нас твердость веры и непоколебимость надежды, зная, что труд наш все же не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58).

Воздадим же Воскресшему Спасителю хвалу и славу, обнимем друг друга с любовью и поделимся немеркнущей Пасхальной радостью со всяким человеком, с кем сведет нас Бог на нашем жизненном пути, словом и делом свидетельствуя о том, что

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

 + Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Пасха Христова, 2025 г. г. Москва

 

 

БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ

ЕПИСКОП СЕВЕРОМОРСКИЙ И УМБСКИЙ

ТАРАСИЙ

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Досточтимые пастыри, всчестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Эти жизнеутверждающие слова являются для каждого верующего человека основанием его духовной жизни, ибо “если Христос не воскрес, то и вера ваша тщетна” (1 Кор. 15: 14). Именно событие воскресения Христова вселяет в сердце каждого человека твердую мысль не только о непременном исполнении  Божественных обещаний вечной жизни, но и истинности каждого евангельского слова, обращенного к глубинам души человеческой.

Проходя путь святого и Великого поста мы старались в меру наших скромных сил вникать в суть подвига нашего Спасителя, добровольно принявшего на себя крестные страдания и вкусившего смерть. Не будем, дорогие, забывать от ценой какой Жертвы совершилось наше спасение от рабства греху и смерти, дарована жизнь вечная. “Как в Адаме все умирают, так во Христе оживут, каждый в своем порядке первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его” (Кор. 15,22-23).

По слову Святителя Игнатия (Брянчанинова) живое присутствие Бога осознается нами через осуществления на деле евангельских заповедей: “Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека:  оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу… Бога невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума.  Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца”

Обращаясь к словам Евангелия,вдумываясь в них, стараясь исполнять заповеди Господни, мы все больше и больше вникаем в уникальность христианского Откровения, дарованного нам во Христе Спасителе, который “есть Путь, Истина и Жизнь”. (14:6).  Именно в личном общении каждого из нас с Богом во Христе достигается преображение нашей души, которая через послушания евангельскому слову во всех обстоятельствах нашей ежедневной жизни восходит от тьмы греха к свету Истины, очищаясь от всего наносного, временного, суетного, мешающего действию Божьему, созидается подлинно красивая человеческая личность во всех ее действиях, словах, чувствах и мыслях.

Пасха Господня есть самое непреложное свидетельство того, что Царство Божие пришло в силе на нашу грешную землю  хотя, пребывает здесь неприметным образом,  как закваска полноты вечной блаженной жизни, в сердцах принявших Христа.  Если мы с вами внимательно присмотримся к окружающей жизни, то увидим многие примеры, когда по слову святителя Филарета Московского: “Господь силой своей благодати зло вызванное уклонением от добра пресекал и направлял к благим последствиям”  в самых тяжелых обстоятельствах.

Таково действие любви Божией по отношению к человеку. Именно этой любовью, как  даром свыше, движется и любовь каждого из нас к ближнему своему, которая позволяет нам “Не о себе только заботиться, но и о других. Ибо в нас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе” (Флп. 2, 4-5) по слову апостола. 

Будем направлять свои усилия на то, чтобы внимательное отношение к своей душе, участие в таинствах Церкви сочеталось с делами любви и милосердия.

Сердечно желаю всем радости, тепла, мира и всяческих милостей от Воскресшего Христа — подателя жизни вечной!

Да пребывает с нами всегда пасхальная  радость и да освятит она путь жизни каждого из нас светом славного Христова Воскресения!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 +ТАРАСИЙ

ЕПИСКОП

СЕВЕРОМОРСКИЙ И УМБСКИЙ

ПАСХА ХРИСТОВА

2025г.

СЕВЕРОМОРСК

 

 

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Братия нашей северной обители рады приветствовать Вас с бесконечно радостным и славным Праздником

Воскресения Христова!!!

   Проходя путь богослужения Великого поста, мы наблюдаем, как жизнь Господа Иисуса Христа была отмечена великими скорбями и страданиями, и не только в последнюю неделю перед воскресением. Вся его жизнь была исполнена трудов и скорбей, ведь он видел, сомневающихся учеников, которые были свидетелями многих Его чудес. Он видел, как люди пренебрегают его словом, что это слово не усваивалось всеми, хотя обладало Божественным могуществом. Предательство ученика, арест и допросы, издевательства и пытки, и наконец позорная смерть на Кресте…

   Господь прошел этим крестным путем и нас призывает идти за Ним и помнить, что за Крестом – Воскресение. Это день великой надежды, который укрепляет нас в скорбях, помогает преодолевать трудности жизни, помня, что Христос победил зло, значит и в нашей внутренней жизни зло побеждается силой Божией, силой молитвы и веры.

   Событие Воскресения Господа Иисуса Христа завершило собой евангельскую историю и одновременно открыло новую историю – ту самую, которая, будучи земной историей, силою Воскресения Христова переходит в вечность.

Духовно торжествуя в этот великий и светлый праздник Воскресения из мертвых Спасителя мира, братия монастыря, исполненные внутренней радости возглашают:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!